Флорентийская мозаика "Дух - Хозяин тайги"

Биттер Андрей Андреевич

Интервью с замечательным человеком, художником, автором многочисленных сказочных художественных работ. Интервью было взято в 2016 году для сайта музея, это совместная работа с Биттер Андреем Андреевичем. (Текст в редакции Биттер А.А.)

Мозаика в экспозиции музея

     В музее «Истории развития горного производства имени Акинфия Демидова» города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края, в экспозиции «продукция Колыванского Камнерезного завода имени И.И.Ползунова» находится столь интересный и загадочный предмет. Многих посетителей он заинтересовал своей таинственностью и чем-то мистическим, порождая много интересных вопросов.

     Данная флорентийская мозаика была не раз отображена во многих работах и статьях о музее. В экспозиции Колыванского Камнерезного Завода отображена история, как самого завода, так и его продукции. Особое место уделяется истории изготовления «Царицы ваз», выточенной на этом заводе из ревневской зелено-волнистой яшмы. Можно сказать, что флорентийская мозаика один из самых ярких экспонатов, отображающая искусство мастеров Колыванского Камнерезного Завода (ККЗ) 1990 годов. Автор мозаики — главный художник ККЗ 1988-1994гг. Биттер Андрей Андреевич, а набрал мозаику в камне мастер-камнерез Василий Светочев (житель села Колывани).

     Кто, как не автор мозаики может о ней рассказать лучше всего. Только автор может поведать нам о своих замыслах, и что его вдохновило на столь интересный проект мозаики. Мы переписываемся с Андреем Андреевичем, и мы попросили его рассказать о мозаике:

Андрей Андреевич, расскажите коротко о себе:

     Родился Биттер Андрей Андреевич в сибирском таёжном посёлке Троицк, Баунтовский район, Бурят-Монгольской АССР 6 января 1952 года. Это за Байкалом. Там, куда судьба немцев Поволжья занесла моих родителей в Трудовую армию на лесоповал и золотодобычу с 1947 по 1957. Геологоразведка «Баргузин-золото», прииски в посёлках Ципикан, Верхний Ципикан, Троицк. После известного постановления о реабилитации, и снятие комендантского надзора наша семья переехала из Троицка в Алтайский край на станцию Зариская ул. Степана Разина 45. Здесь я окончил среднюю школу. С 1970 по 1972 служба в армии.

     В 1972 году поступил в Новоалтайское Художественное училище, после трёх лет обучения оставил училище и поступил в Ленинградское Художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной на факультет промышленного дизайна (Сейчас именуется Санкт-петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица).

     Защитил диплом в 1981г. Преддипломный коллективный проект: Комплексное дизайнерское решение интерьера Центрального Управление Космическими полётами (ЦУП), включая всё, спец-одежду, мебель, пульты со всеми мониторами и элементами управления. Диплом: Комфортабельная дача-прицеп для автомобиля «Нива».

Андрей в Эрмитаже у колыванской "ЦАРЬ-ВАЗЫ"

     После защиты диплома, работал главным художником города Заринска до 1989 года, после этого пригласили главным художником на Колыванский камнерезный завод. Проживал в Барнауле и в Колывани.

В мастерской

     В 1996 в связи с болезнью почек переехал в Берлин. Девятый год живу и работаю на искусственной почке. С 2001 занят в качестве главного художника по росписи известных пластмассовых берлинских медведей — геральдический символ Берлина. Сотрудничаю в форме партнёрства с фирмой «Bуddy Bär Berlin GmbH«. С 2002 участвую в международном благотворительном проекте «UNITED BUDDU BEARS«. Проведено более 30 выставок в крупных городах и столицах мира, на всех 5 континентах. Выполнено более 800 заказов включая оформление мероприятий международного формата, такие как Летние Олимпийские игры в Афинах 2004г, в Пекине 2008г, Чемпионаты мира по футболу в Берлине 2006г, и Греции 2010г. Член Союза художников России и ФРГ.

Медведь для летних Олимпийских Игр в Пекине
Медведь для Чемпионата мира по футболу в Афинах

Андрей Андреевич, расскажите свой замысел в мозаике «ДУХ-ХОЗЯИН ТАЙГИ»

Мозаика "ДУХ-ХОЗЯИН ТАЙГИ"

     В данном случае изображен «МЕДВЕДЬ» — хозяин тайги, на тёмно-сине-зелёном фоне, на фоне космоса, на фоне Мирового Пространства, на фоне дремучего леса-тайги, внутри Медведя Мировое Дерево — миро представление сибирского шаманизма в виде трёх миров: верхний, средний и нижний. В верхнем мире изображён «ДУХ-ПТИЦА», идол с человеческой личиной, уносящей душу человека в высшие миры. В среднем мире изображено «ДУХ-ДЕРЕВО» с изображением человекообразной фигуры, шамана, каменной бабы, идола. В нижнем, потустороннем мире «ДУХ-СМЕРТЬ» в виде хищного зверя, дракона, ящера.

     Дуги над медведем это слои, в которых обитали боги, духи. Пространство, в котором шаман общался с духами при камлании. Каждый слой имел свой уровень — значения. У меня изображено три сферы, в верхней сфере две птицы.

     (Вроде, должно 7 ярусов-миров обитания духов… читал об этом в книге (купленную в те времена в г.Барнаул) «Пермский звериный стиль» изд. 1988 В.А. Оборин, Г.Н. Чагин. Пермский, скифо-сибирский, скифо-сарматский зверине стили охватывали большую территорию включая Северо-восточная Европу ,Урал, Сибирь, Западную Сибирь, Алтай…)

     Рама сделана с изображением черепов жертвоприношений: людей, животных, зверей, птиц…. Рама — жертвенник … археологи часто находят выкладки выложенные из костей (черепов и костей ног, включая и останки человеческих жертвоприношений).

     Была идея в таком ключе сделать Шамана. Раму для него с различными стилизованными фигурками зверей, птиц, людей, которые подвешивались на одежу шамана.

     Важно в моей работе не воспринимать точное иллюстрирование научных данных, описаний, они везде разные. Я, опираясь на свои тогдашние знания, интуитивно пропускал это через себя, человека современного, христианина. Тем более смешение язычества и христианства в регионе Алтая имело место, это, я думаю, тема научных исследований, археологов, историков, искусствоведов. Я считаю эту работу удачной прежде всего тем, что от неё исходит ощущение таинственности, сакральный дух язычества, звериный стиль… . Если так можно выразиться, подобно тому, как каменные бабы воздействуют на тебя, когда ты не в музее, а в горах стоишь перед каменным ИДОЛОМ ОДИН НА ОДИН.

Первоначальный проект был таков:

     Исполнить такой проект в камне небольшого размера было чрезвычайно сложно, поэтому, пришлось многое изменить. Прежде всего, меня не устраивала композиция, типа иконы святого и житие его. И здесь происходят подсознательные вмешательства христианских деталей… что естественно, я же христианин, и мне хорошо знакома икона. Новый проект при работе где-то затерялся на заводе. Недавно мне сообщили, что директор Колыванского музея подобрала некоторые эскизы. Какие, я пока не знаю.

Андрей Андреевич, где еще можно посмотреть Ваши работы и какие?

     На тему языческих ритуалов, дохристианского фольклора выполненные в камне следующие камерные композиции в стиле «флорентийские мозаики» Андрея Биттера: «Сирин«. «Грифон» — (хранитель сокровищ гор), «Грифон со всадником» «Ряженный«, «Уличный театр«, «Мужик и медведь«, «Ряженные«, «Охотник и Ведьма«, «Ряженный с гармонью» » Троица. Мужик, медведь и ряженный«, «Коляда» и другие … (можно увидеть на моих страницах в интернете):

Здесь можно посмотреть более 1000 фотографий о моём творчестве.

Кстати, в Одноклассниках у меня есть альбом „КОЛЫВАНЬ, ВОКРУГ ДА ОКОЛО“ там ряд моих проектов и готовых мозаик.

Андрей Андреевич, как Вас связала жизнь с Колыванским Камнерезным Заводом?

     На Колыванском Камнерезном заводе, собственником которого являлся в тот период «КрайКомХоз», мне предложили работать в качестве главного художника, от должности я отказался, желая оставаться свободным художником, объяснял я это так: — Вам нужен художник, давайте мне работу, а на хлеб я заработаю сам. Мне доверяли, и я делал всё, что считал нужным в моих поисках.

Колываньский камнерезный завод, Мастерская

     Передача Колыванского Камнерезного Завода из подчинения «МинМестПром» в подчинение «КрайКомХоз» отдельная история, в которой я непосредственно замешен, хотя и косвенно.

     Многое для меня было делом случая. На художественный Алтайский комбинат, где я работал, пришла заявка на исполнения «римской» мозаики размером 3,5 х 6 м. на фасад санатория «Обь». Этот заказ получил я. Как положено, я встретился с заказчиком, и оказалось, что им нужна «флорентийская» мозаика и в банкетном зале.

     Я приступил к работе с большим удовольствием, ничего не подозревая. Фонд дал хороший заказ, я его должен выполнить. Тема для банкетного зала сразу определилась: Крупные цветы, исполненные в реалистичном стиле, живо, с поющими птицами, бабочками, пчёлками. Эти цветы наполняют каменные Колыванские вазы, включая «ЦАРЬ-ВАЗУ» и другие реально существующие. Весь этот праздник расположен на фоне Алтайских гор. Тема мне была уже известна, над ней я работал на первом курсе, в Новоалтайском художественном училище. Это была картина на холсте маслом, где камнерезы ваяют эту самую «ЦАРЬ-ВАЗУ», написанная в технике письма мастихином (как цветы в «Демоне Сидящем» художника Михаила Врубеля).

     В камне эта тема садится в 10 ку. Кто с этим дело имел, тот подтвердит.

     Я впрягся, делаю эскиз за эскизом. Заказчику нравится проект. Неоднократно приношу на краевой худсовет… , а там худсовет трижды зарубает.

     Если художник три раза не может сдать на худсовете проект, у него заказ забирают и отдают другому художнику. Но пока худсовет меня топил, год прошёл, я ничего не заработал, а финансирование этой работы закрылось. Получилось как в кино, ни нашим, ни вашим. Тогда-то мне мой мастер, Людмила Викторовна шепнула: — Андрей, ты об стену бьёшься! Тебе худсовет этот заказ не пропустит. Похоже, спецы худсовета у кормушки Художественного Комбината края, зорко следили за тем, кому дать покушать, а кого втоптать в грязь.

Санаторий Обь. Барнаул. Флорентийская мозаика "ОКЕАНАРИУМ" 11х4,5м

     Тут заказчик меня обрадовал, видать, нравилось им, что я для них делал. Он предлагает другой заказ, в несколько раз больше, на «флорентийскую» мозаику для бассейна санатория «Обь». Директор «КрайКомХоза» Н. Одинцов говорит мне: — Но только без вашего худсовета, он только мешает. И тут же спросил меня: — Как ты думаешь, если мы возьмём Колыванский Камнерезный Завод у «Министерства Местной Промышленности» к себе в подчинение, ты пойдёшь на завод главным художником? Я согласился. И всё сучилось, правда, мне пришлось уволиться из Художественного Комбината, купить дом в Колывани. Похоже, своими стараниями не дать мне возможности исполнить «флорентийскую» мозаику для банкетного зала, они запихнули меня главным художником Колыванского Камнерезного Завода, где я выполнить около 100 работ, включая повторы.

     Мне повезло. За время моей деятельности на заводе я был в постоянном поиске. Экспериментировал, и мне никто не мешал. Думаю, что и для завода сотрудничество со мной пошло на пользу.

     Было изготовлено около 100 разноплановых каменных изделий: утилитарные (вазы, пепельницы, столы, заздравные кубки …) мозаики панно, станковые мозаики — небольшие картины в рамах … . Многие из них повторялись чтобы загрузить производство. Эти повторы в камне зачастую становились новой самостоятельной работой. Много идей осталось не реализовано, помешала перестройка. Планирую в этом году издать архивный каталог работ сделанных мной на Колыванском Камнерезном Заводе и в конце приложить мои нереализованные проекты, идеи перспективного развития Колыванского Камнерезного Завода.

Барнаул. АХМАК. Персональная выставка Андрея и Марины Биттер"ЭФИР и СИМВОЛ" 1993г.

     В проектах для флорентийских мозаик я искал кроме традиционных мотивов флоры, фауны (пейзажи, животных), новые темы. К ним я отношу тему язычества в Сибири (шаманство), и христианскую тему (библейские сюжеты), тему Алтай и Н. К. Рерих и его философия, тему русской — народной культуры, её фольклор, ритуалы, традиции, как языческие, так и христианские.

     Прежде всего, для меня камень является не только определённым минералом, а носитель истории — тайны своего происхождения. Это и привело меня к таким сакральным темам дохристианским верованиям сибирских язычников (охотники, скотоводы, собиратели) шаманство с его ритуалами и фольклором, которые верили в существование различных духов: дух — хозяин гор, дух — хозяин тайги, дух дерева, камня и т.д.

     Хочу добавить между строк. В Википедии написано, что автор Логотипа Колыванского завода неизвестен. А автор Я — Андрей Андреевич Биттер. Хорошо, что я еще жив. Высылаю в Ваш музей подтверждающие документы и страницу из подготавливаемого к печати авторского архивного каталога работ Андрея Биттера. Современный товарный знак Колыванского Камнерезного завода на сегодняшний день разукрасили. На мой взгляд неудачно. Знак превратили в картину. В тоне все перепутано, читается плохо, на расстоянии все пропадает. Здесь представлю мой вариант и в цвете. Описание: На бирюзовом фоне в тёмно-зелёном тоне ревнёвской яшмы изображена «ЦАРЬ-ВАЗА» и другие графические элементы. Бирюзовый цвет ассоциируется с образом словосочетания «Бирюзовая Катунь» и является частицей лазоревого цвета герба Алтая. Жёлтый цвет-золото, символизирует славу завода. Корона Российской Империи — принадлежность завода в прошлом царскому двору России. Слово «КОЛЫВАНЬ» написано древнерусским шрифтом «Полуустав» в свободной обработке. Слово «КАМНЕРЕЗНЫЙ ЗАВОД» написан рубленным жирным шрифтом типа «Arial Black»- будто буквы вырезаны из камня. Овальная композиция с лентой построена по канонам прошлых (17 — 18) веков.

     Вот три варианта 1991 года, которые были мною представлены и вариант в цвете:

Андрей Андреевич, каковы Ваши планы на будущее, над чем Вы работаете сейчас?

     Сейчас я в Берлине, и работаю над проектом уникального геральдического музея в честь гербового символа Берлина — Медведя стоящего на задних лапах. Название города «Берлин» произошло от немецкого слова Bär — «медведь». Моя идея проста, но оригинальна. Музей будет под землёй аналогично медвежьей берлоге в парке Tirgarten (рус. перевод: Звериный сад).

     Хочу открыть Вам маленький секрет. Работаю над проектом туристического кластера «Горная Колывань“. В процессе работы я обнаружил один очень интересный факт.

     С герба Алтайского края нам издавна напоминают изображения колыванской колоссальной «ЦАРЬ-ВАЗЫ» из ревневской зелено-волнистой яшмы, а в верхней части герба доменная печь 18 века на фоне пейзажа. Ситуация верхней части мне напоминает известный пейзаж Колыванского камнерезного завода. Слева на берегу реки Белой заводская гора, справа гора покрытая лесом (т.н. Борок), а между ними с 1729 года стоял первый на Алтае медеплавильный завод А. Демидова с 4-5 доменными печами 18 века и дамба с водяным колесом, которое приводило в движение меха для поддува воздуха в печи. (Заключение автора проекта. См. ниже фото). Печи стояли там, где сейчас стоит Колоссальное здание, в которой и была изготовлена „ЦАРЬ-ВАЗА». Возможно, на гербе Алтайского края изображена Колывань, родоначальница рудного и камнерезного дела на Алтае. И это не удивительно, в начале 18 века Колывань была главным промышленным центром на Алтае, к тому же густонаселённым, до решения перенести в 1744 рудоплавильные печи на реку Барнаулка в город Барнаул района Булыгино. Отмечу удачное решение неизвестным художником верхней части герба. Для того, чтобы выплавить металл нужна доменная печь, нужна руда-гора, нужна лес-гора, нужен кислород-воздух, а чтобы достичь температуру плавления нужно много воздуха, нагнетать его может вода посредством водяного колеса. Все эти 5 элементов: печь, руда, лес, воздух, вода необходимые в то время для плавки металла отображены в верхней части герба Алтайского края.

     Предположу, что автору герба Алтая были хорошо знакомы колыванские пейзажи, особенность причудливых скал из огромных булыжников в Горной Колывани. Поэтому я решил ознакомится с работами художников 19 века, с целью понять как они изображали ландшафт, а конкретно, скалы и лес горной Колывани. Наиболее интересным в этом плане оказался Павел Михайлович Кошаров, художник из Томска, который был приглашён в качестве рисовальщика в экспедицию на Ал-тай в 1856 году. Привёз из экспедиции большую папку натурных зарисовок.

Так художник изображал структуру Колыванских камней, скал.

Так художник изображал волнами лес.

Возможно, про герб Алтайского края нам известно мало

     Герб Алтайского края был принят в законе «О гербе Алтайского края» 25 мая 2000 года сессией Краевого Совета народных депутатов. Ему всего 16 лет. Алтайский край, как субъект Российской Федерации образован 28 сентября 1937 года. Вы правы, описание герба очень скудное. Откуда символ «Царицы ваз» понятен. А вот верхняя часть герба – это символ Барнаула, взят он с герба столицы Алтайского края.

Герб окружного города Барнаула, утвержденный 8 мая 1846г. Николаем I. Рукописная копия, выполненная в Томске в 1846г.
Рисунок на печати городового магистрата Барнаула, который можно рассматривать как первый исторический герб города. Начало 1780-х гг.

     А вот герб Барнаула был утвержден 8 мая 1846 года. Основа его, возможно была взята с печати магистра Барнаула. Автор не известен (Вадим Бородаев, Аркадий Контев «Исторический атлас Алтайского края» стр. 87 Барнаул Азбука 2006г.).

     По моему мнению, вот картина «Колыванская гранильная фабрика в горах Алтая» является первоисточником, нарисованная на литографском камне и напечатана типографией Михайлова и Макушина.

Колыванская гранильная фабрика в горах Алтая
Колыванская гранильная фабрика

     Что хочу добавить. Перспектива композиция картины построена из точки называемой „Птичий полёт“ Это говорит о том, что картина сделана не прямо с натуры, но с нескольких натурных зарисовок. Я, как художник могу сказать, откуда рисовал наброски П.Кошаров. Точка, с которой изображён посёлок и фабрика, это гора слева на уровне церкви Вознесения Христова перейдя мостик и поднявшись до этого уровня, другие натурные зарисовки передних планов сделаны из поймы реки Белой, откуда уже ни посёлка, ни фабрики не видно, местность мне хорошо знакома. Предполагаю, что существуют или существовали походные рисунки, сделанные во время экспедиций П.Кошаровым. Комбинируя эти зарисовки, и свои впечатления Павел создал шикарную литографию о Колывани. Тем более, эта картина имеет наиболее широкий охват видимых объектов. Все остальные гравюры на цинке или меди являются второстепенными. При этом они обрезанные, не все объекты по краям включены.

     Каждый художник имеет свои приёмы трансформировать реальность в изображении своих картин. Для серьёзного исследования гравюр, нужно иметь больше материала, названия гравюр, имена художников, даты исполнения. Кто у кого копировал „Колыванскую шлифовальную фабрику“ ?? Или это рука одного художника, сделавшая несколько вариантов. Но я этой возможности не имею. Но это один из путей определения авторства. Всё таки, это герб Алтая.

     Если есть возможность, можете от моего имени напечатать мои догадки в местной прессе или в Курьинской. Интересно, что об этом думают люди. Это стоит, так как описание герба Алтая в сайте администрации края, пуста и не полна.

     В заключении пользуясь случаем, хочу передать привет моим друзьям художникам-камнерезам Колывани!!!

С уважением Андрей Биттер.

Спасибо большое Вам, Андрей Андреевич. За то, что откликнулись на нашу просьбу описать столь прекрасный экспонат. И поделились с нами своими планами. Надеемся на дальнейшее сотрудничество, и ждем Вас в гости!

     Вот так я познакомился с замечательным человеком, с его интересным творчеством. С этого времени мы постоянно общаемся с Биттер Андреем Андреевичем. Он не только прекрасный художник, он замечательный друг и хороший товарищ. Для моей семьи он не только друг, он наш «Дедушка мороз» для нашего сына. Мне очень нравятся художественные работы Биттер Андрея Андреевича. Я с большим удовольствием использую их в 3D визуализации. Они вписываются в любой интерьер. Посетите сайты и страницы в социальных сетях Биттер Андрея Андреевича. Вы погрузитесь в интересный мир. 

С Уважением к Вам и вашему делу.

Свяжитесь со мной удобным для вас способом

Аркадий Кондратенко

Я в социальных сетях

КОНТАКТЫ

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin

1990-2024 © Все права защищены Аркадий Кондратенко (Arkady Kondratenko (大 龙))

Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on vk
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp